Регистрационный номер автомобиля

Что такое регистрационный номер?

Словосочетание «регистрационный номер» встречается повсеместно и употребляется в самых разных сферах жизни — идет ли речь об автомобилях, входящих-исходящих документах или телефонных номерах. Множество объектов, от предметов техники до предприятий и организаций, имеют свои неповторимые регистрационные номера, позволяющие выделить данные объекты в ряду подобных. Так что же обозначает данный термин?

Регистрационный номер (или регистрационный код) — строго определенная последовательность символов (чаще всего букв и/или цифр), присваиваемая конкретному объекту для его идентификации. В ряду однородных объектов он служит аналогом имени и может содержать информацию не только о порядковом номере объекта среди множества таких же, но и об определенных характеристиках. Это может быть региональная принадлежность (например, для автомобильных номеров) или код налоговой инспекции, входящий в состав ИНН налогоплательщика. Для предметов техники он может включать в себя буквенное обозначение модели. Информация в регистрационном номере всегда для краткости кодируется, поэтому его другое название — код. Иногда он может быть всего лишь порядковым номером объекта (например, номер документа в книге регистрации), иногда может содержать (как штрих-код) массу информации о товаре, производителе и т. п.

Помимо возможности несения дополнительной информации, регистрационный номер по сравнению с названием имеет и другие преимущества — он, как правило, короче, из-за сложности запоминания больше подходит в целях безопасности и является выходом в случае большого количества однотипных объектов, каждому из которых затруднительно придумать собственное имя. Недостатки его по сравнению с именами и названиями — труднее запомнить и труднее произнести.

Примерами регистрационных номеров могут служить автомобильные и телефонные номера, коды валют, регистрационные номера CAS химических соединений, серии и номера удостоверений и ценных бумаг и т. д.

При введении в компьютер регистрационного номера легко допустить ошибку ввиду его обезличенности и зачастую большого количества символов. Для предотвращения таких ошибок существует понятие контрольного числа. Что это такое? Каждый номер содержит в себе символы (цифры или буквы), являющиеся контрольными. Кроме того, каждый номер содержит алгоритм (формулу), по которому вычисляется его контрольное число. Например, последняя цифра номера должна равняться последней цифре суммы всех цифр этого номера. Если закономерность не соблюдается, значит, при вводе номера допущена ошибка.

Применительно к юридическим и физическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков, речь идет об основном государственном регистрационном номере (сокращенно ОГРН). Так расшифровывается государственный регистрационный номер записи о создании данного юридического лица согласно ФЗ № 129-ФЗ от 8.08.2001 г. Присвоение ОГРН как вновь созданным, так и зарегистрированным ранее юридическим лицам, ведется с 1.07. 2002 года на основании данных о регистрации его в налоговых органах.

ОГРН в обязательном порядке указывается во всех записях государственного реестра и документах, служащих основанием для внесения таких записей, а также наряду с наименованием юридического лица — во всех его документах.

Данный регистрационный номер имеет вид последовательности из 13 цифр, первая из которых — признак отнесения к основному или иному государственному номеру записи, либо номеру ИП (физического лица). ОГРНИП (или основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя) содержит не 13, а 15 цифр.

Второй и третий знаки номера — последние цифры года, в котором объект внесен в государственный реестр. Четвертый и пятый — порядковый номер по соответствующему перечню для субъекта РФ, шестой и седьмой — код номера налоговой инспекции, которой был выдан ОГРН. Пять последующих цифр — (знаки с восьмого по двенадцатый) представляют собой номер записи в государственном реестре. Последняя, тринадцатая цифра — контрольное число. Это последняя цифра остатка, который получается при делении на 11 всего предыдущего двенадцатизначного числа.

ОГРНИП в качестве контрольного числа имеет последнюю цифру остатка от деления числа из предыдущих 14 цифр не на 11, а на 13. Под номер же записи в реестре в нем предусмотрено семь цифр вместо пяти.

Автомобильный регистрационный номер

Государственный регистрационный номер – это, если хотите, мини паспорт вашего автомобиля. Эксплуатация машины без регистрационных номеров запрещена и карается по всей строгости закона. Получить существенный штраф, либо лишение прав, можно, если регистрационный номер поврежден, плохо читается, или не читается совсем, или если он установлен в неположенном месте.

В последнее время за автомобильными регистрационными номерами стали следить особенно внимательно, ведь штраф за езду без номеров составляет 5000 тысяч рублей. А можно и совсем лишиться прав на несколько месяцев, что для настоящего автолюбителя является весьма существенным наказанием. В интернете есть сайт, где жители Украины в режиме онлайн могут заказать номера любых типов по выгодным ценам.

Попасть под статью можно совершенно не умышленно и по разным причинам. Например, в случае, когда регистрационный номер установлен в неположенном месте (за лобовым стеклом или на заднем сидении).

Наказание полагается даже тогда, когда, например, регистрационный номер отлетел во время движения, а вы этого совершенно не заметили. При этом, теперь отсутствие даже одного номерного знака приравнивается к вышеуказанной статье.

Под эту же категорию попадают различные сетки, шторки и другие «новшества». Причем совсем не важно, закрывают они регистрационный номер полностью, или частично; сам факт их наличия будет трактоваться не в пользу водителя.

Это относится и к рамкам из оргстекла. Нормативно-правовыми актами запрещается закрывать государственный регистрационный номер органическим стеклом, либо какими другими материалами.

Кроме этого, на государственном регистрационном номере не допускаются какие-либо отверстия, например, для его крепления, или для каких-то иных целей. Поэтому, если инспектор ДПС выписывает вам протокол за установленную пластиковую защиту регистрационных номеров, то его действия абсолютно оправданы законом.

Пластиковая рамка, конечно же, продлит жизнь регистрационному номеру. Однако её присутствие может обойтись водителю весьма не дешево. И несмотря на то, что через прозрачное стекло автомобильный регистрационный номер воспринимается человеческим глазом, для регистраторов, работающих, как известно, в автоматическом режиме, его идентификация может быть затруднительна.

Дело в том, что свет частично отражается от края пластиковой рамки, а частично поглощается пластиком. Вдобавок, под определенным углом возникают блики, и происходит частичное снижение световой энергии, в следствие чего затрудняется идентификация автомобильного регистрационного номера. То же самое касается загрязненных регистрационных номеров.

Поэтому, если вы собираетесь поехать куда-либо на своем автомобиле, и номера вам кажутся достаточно чистыми и читаемыми, то лучше перестрахуйтесь и протрите их лишний раз. Когда я учился в автошколе, перед тем как сесть в машину, инструктор по вождению первым делом в обязательном порядке заставлял всех своих учеников протирать номера.

Следует знать, что часто возникают ситуации, когда инспектор ДПС утверждает что задний и передний регистрационные номера одновременно не читаются что приравнивается к их отсутствию. В этой ситуации он не прав. Даже если ваш автомобиль будет похож на один цельный комок грязи, максимальное наказание, которое вам грозит за не читаемые регистрационные номера – это штраф 500 рублей.

В случае, когда автомобильные регистрационные номера загрязнены не вашей рукой, а из-за погодных условий, вы все равно будете должны заплатить административный штраф. Однако зачастую сотрудники ДПС с пониманием относятся к возникшей ситуации; они выносят предупреждение, и водитель в их присутствии протираете регистрационные номера.

Однако инспектор может вас привлечь к ответственности и после устранения вами причины нарушения. В этой ситуации он будет доказывать, что знаки были действительно не читаемыми.

Примечание к статье 12.2 КоАП устанавливают критерии, по которым регистрационные номера считаются не читаемыми. Поэтому если вы не согласны с мнением инспектора, то вы можете обжаловать составленный им протокол, если докажете, что ваши регистрационные номера вполне читаемые с расстояния 20 метров.

Говоря о государственных регистрационных номерах, следует также сказать несколько слов и о транзитных номерах. Согласно ГОСТ транзиты выдаются на транспортное средство, которое временно допущено к участию дорожного движения.

Проверяйте регистрационные номера каждый раз, как только собираетесь куда-либо ехать, это не займет много времени, но избавит вас от неприятностей. Если вы знаете закон, то в любой ситуации сможете защитить свои права. Но ещё лучше не попадать в такие ситуации!

Замена номеров на машину в ГИБДД

Государственные регистрационные знаки (ГРЗ) — главный идентификатор автомобиля и его владельца. Эксплуатация автомобиля без номеров или с номерными знаками ненадлежащего качества наказывается штрафом или лишением водительских прав.

Если номера утеряны, похищены, пришли в негодность, они подлежат восстановлению или замене. Сегодня эта процедура в Госавтоинспекции предельно упрощена и занимает не более 2-х часов.

Когда необходима замена номеров

Государственные регистрационные знаки (ГРЗ) транспортного средства должны соответствовать Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 50577-93 и ясно читаться минимум с 20 метров.

В результате ДТП, под воздействием внешней среды и из-за неправильной эксплуатации они могут прийти в негодность. Несоответствием, подлежащим устранению, считаются:

  • механические повреждения, ржавчина, отслоения краски и т. д.;
  • установка в ненадлежащих местах. По правилам ГРЗ должны быть установлены строго по центральной оси транспортного средства (ТС), спереди и сзади.

Также процедура замены, т.е. выдаются номера с новой комбинацией букв и цифр, требуется при:

В этих случаях для предотвращения дальнейших противоправных манипуляций с утраченными номерами обращение в ГИБДД обязательно. Иначе сами номера могут быть установлены злоумышленниками на краденные авто, а штрафы за их нарушения будут приходить бывшему владельцу.

Восстановление номеров (дубликат)

Тогда не потребуется проходить перерегистрацию ТС. Владельцу при заказе достаточно предъявить свидетельство о регистрации ТС. Без предоставления пришедшего в негодность номера. Стоимость изготовления дубликатов может быть установлена по усмотрению производителя. Но обычно равна стоимости замены номеров в ГИБДД — 2850 рублей.

Приказ МВД России от 07.08.2013 г. № 605 оговаривает, что если автовладелец заявил о краже, чтобы предотвратить использование украденных номеров в противоправных целях, то ему придется получать новые регистрационные знаки, а не их дубликат. Так как украденные ГРЗ будут занесены в базу розыска.

Документы для замены автомобильных номеров

Для замены (т.е. выдачи новых знаков с другими цифрами) автомобильных номеров необходимы:

  1. Технический паспорт транспортного средства.
  2. Свидетельство о регистрации ТС.
  3. Государственные регистрационные знаки, если сохранились. В ГИБДД их заберут и отправят на утилизацию.
  4. Полис ОСАГО.
  5. Гражданский паспорт заявителя. Для юридических лиц это паспорт представителя организации, которому доверено заниматься оформлением замены ГРЗ.
  6. Доверенность на получение номерных знаков (для юридических лиц). Для физических лиц доверенность потребуется, если номера получает не владелец ТС.
  7. Документ об оплате госпошлины. Для юридических лиц — платежные поручения с «живой» печатью банка.

Если номера были украдены, дополнительно потребуется справка из отделения полиции, подтверждающая факт подачи владельцем автомобиля заявления о краже номеров.

Порядок действий при замене номеров

В полиции (в случае кражи).

  1. Подаем заявление о краже номеров. Обычно в отделение внутренних дел по месту жительства.Дежурный регистрирует заявление в журнале и выдает нам уведомление об этом.
  2. Подробно рассказываем о краже дознавателю. В течение следующий 10 дней будет возбуждено уголовной дело.
  3. Полученное уведомление добавляем в подготовленный пакет необходимых документов и идем в ГИБДД.

В отделении ГИБДД:

  1. Заполняем бланк заявления по предоставленному ГИБДД образцу
  2. Предоставляем документы. Если меняем номера из-за их плохого состояния, вместе с документами предоставляем старые номера для их дальнейшей утилизации.
  3. Автомобиль осматривает уполномоченное лицо. Проходить экспертную сверку VIN-кода и агрегатов не нужно.
  4. Оплачиваем госпошлину в отделении банка или в платежном терминале.
  5. Получаем новые номера и соответствующее им новое Свидетельство о регистрации ТС. Изменения согласно новым данным вносятся также в техпаспорт (без его замены). Вся процедура по замене номеров займет 1-2 часа.

Едем в страховую компанию и вносим изменения в полис ОСАГО и КАСКО. Бесплатно.

Купля-продажа автомобиля без замены номеров

Сегодня автомобили продаются только с ГРЗ. Номера автомобиля могут быть

  • перерегистрированы на нового владельца;
  • сохранены за прежним собственником для последующего присвоения его новому транспортному средству. Владелец перед продажей автомобиля оплачивает выдачу других регистрационных знаков и продает машину уже с новыми номерами.

Сданные для перерегистрации на новый автомобиль номера в ГИБДД хранятся теперь до 180 суток и только потом утилизируются.

За переоформление (выполнение регистрационных процедур) взимается госпошлина. Покупателю нужно:

  • Заключить договор о купле-продаже ТС.
  • Оплатить госпошлину (если ГРЗ соответствуют ГОСТу и останутся старыми — 850 рублей).
  • Подать в ГИБДД заявление о своем желании использовать «старые» номера.
  • Предоставить автомобиль для сверки ГРЗ.
  • Получить необходимые документы на машину (новое свидетельство о регистрации ТС и соответствующие записи в техпаспорт).
  • В течение 10 дней перерегистрировать авто на свое имя и переоформить полис ОСАГО.

Стоимость номеров на машину

Размер госпошлин по регистрации автотранспорта регламентирован Налоговым кодексом РФ (ч.2, гл.25. 3, ст. 333.33, пп. 36-40 НК РФ) и одинаков на всей территории России. Но при оплате нужно правильно заполнить реквизиты (в «свое» территориальное подразделение ГИБДД). Для сверки можно использовать официальный портал ГИБДД.

Размер государственной пошлины за выдачу, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность:

  • ГРЗ — 2000 рублей (для мотоцикла и прицепа — 1000 рублей);
  • ПТС — 800 рублей;
  • Свидетельства о регистрации ТС — 500 рублей;
  • За внесение изменений в выданный ранее паспорт ТС — 350 рублей;
  • ГРЗ транспортных средств «Транзит»

на металлической основе, на автомобили — 1600 рублей;

на металлической основе, на мотоциклы и прицепы — 800 рублей;

на бумажной основе — 200 рублей.

Таким образом, госпошлина за регистрацию (с изменением или выдачей номера) составит:

  • для автомобиля — 2850 рублей;
  • для мотоцикла, прицепа -1850 рублей.

Госпошлина за перерегистрацию транспортного средства с сохранением ГРЗ от прежнего собственника обойдется в 850 рублей.

Наказание за езду с поддельными номерами

В соответствии с п.4 ст. 12.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ езда с поддельными номерами наказывается лишением водительских права на срок от 6 месяцев до 1 года.

Статья 12.2 КоАП также устанавливает критерии, по котором номера считаются непригодными к эксплуатации и наказания управление с такими ГРЗ. Штраф в:

  • 500 рублей — за нестандартные, нечитаемые, неправильно установленные ГРЗ.
  • 5000 рублей или лишение прав на 1-3 месяца — за управление авто без ГРЗ, или если знаки не установлены в предусмотренных для этого местах, или видоизмененытак, что их трудно идентифицировать (в том числе сеточками и светоотражающими наклейками).
  • 2500 рублей — за установку заведомо подложных ГРЗ. Для ответственных за эксплуатацию ТС должностных лиц — 15000-25000 рублей; для юридических лиц — 400 000-500 000 рублей.

Подделка ГРЗ ТС, в том числе в целях эксплуатации или сбыта ТС, штрафуется в размере до 80000 рублей. Или наказывается согласно ст.326 Уголовного кодекса РФ ч.1:

  • обязательными работами до 360 часов (для организованной группы лиц — до 480 часов);
  • исправительными работами до 1 года (для организованной группы до 2-х лет);
  • ограничением или лишением свободы или принудительными работами на срок до 2-х лет (для организованной группы — до 3-х лет).

Государственные регистрационные знаки — автомобильные номера

Автомобильный номер — регистрационный кодированный номер автомобиля, он индивидуален. "Автомобильный государственный регистрационный знак отображается на пластинке из жести или пластмассы, и его устанавливают на заднем и переднем бамперах, а при их отсутствии на сторонах транспортного средства” — вот так скучно написано о нём в инструкциях автоинспекции. Давайте поближе рассмотрим эту “ пластинку из жести или пластмассы “ ведь о нём можно много рассказать.

Номерные знаки на средства передвижения, конные экипажи и телеги, для их учёта и регистрации стали крепить с ростом городов в конце девятнадцатого века. А при появлении на улицах "самодвижущихся экипажей", их нумерация сразу стала решенным вопросом.

Первый государственный регистрационный знак был прикреплен к "бензиновой повозке" в 1899 году — это было в Мюнхене. Хотя некоторые источники указывают, что французы ещё в 1893 году навесили номерные таблички на автомобили.

На первых номерных знаках рисовали цифры в соответствии с записями в реестровых учётных книгах. Буквы перед цифрами были нарисованы позже и снова это сделали немцы. В 1901 году коммерсант Рудольф Херцог с разрешения властей написал на государственном регистрационном знаке инициалы возлюбленной — Иоганны Анкор.

С 1904 году и в России появились государственные регистрационные знаки , и их ввели в городе Рига. Единого стандарта формы для автомобильных государственных регистрационных знаков вначале не было. Таблички различной формы и цвета, крепились на оси автомашин верёвками. Они болтались, шумели и отрывались, задевая за родные ухабы на дорогах, что вынудило городские власти их уменьшить, привести к единой форме. Крепить регистрационные знаки приказали на корпус. Регистрация проводилась в крупных городах, например Москва, ежегодно и была платной , а старые номера отдавали обратно владельцам.

С конца 20- х годов в СССР резко увеличилось количество автомобилей и поэтому с 1932 году ввели единый вид государственного регистрационного знака. Это была табличка с белым фоном, а буквы и цифры были нанесены черным шрифтом. Через 2 года ввели новую форму с совершенно противоположным дизайном – фон сделали черным, а буквы и цифры были белыми.

Победа во Второй Мировой Войне изменила жизнь страны и в 1946 год снова изменили государственный регистрационный знак – фон таблички был жёлтым с черными буквами. Размеры автомобильного государственного регистрационного знака осталась прежними, но буквы были меньше, чем цифры, и наносились в разных местах на таблички. В верхнем левом углу таблички, которая крепилась спереди автомобиля и сверху посередине у знака установленного сзади. На автомобили дипломатов иностранных государств выдавали автомобильные государственные регистрационные знаки старого образца. У столичных легковых автомобилей — была только задняя табличка.

С 1959 году вернули прежний дизайн автомобильного государственного регистрационного знака — черный фон с белыми буквами и цифрами. В некоторых отдалённых регионах желтые номера заменили только в 1965 года, так как существовала волокита в структуре ГАИ. На знаках автомобилей иностранных дипломатов код страны показывали первые две цифры, фон был белый с надписью черного цвета.

Олимпиада 1980 года тоже повлияла на государственные регистрационные знаки. Для машин обслуживающих спортсменов и организаторов Олимпиады была введена малая партия белых номеров с черными символами и отличительно от других номеров серии «ОЛМ». По окончании олимпиады белые номера были сняты, но это дало толчок к введению нового стандарта табличек государственного регистрационного знака.

Образец 1965 года выпускался до 1982 года, и их замена произведена с учётом требований Конвенции «О дорожном движении» принятой международным сообществом от 08.11.1968г. При изготовлении знаков предписывалось использовать светоотражающие материалы – на белом фоне использовался чёрный код. Использовалось сочетание цифр с буквами, которые указывали на регион регистрации транспортного средства по СССР. Замена государственного регистрационного знака проводилась в добровольном порядке и до сих пор в отдалённых местах России можно увидеть эти раритеты.

После развала СССР и появления независимых Государств потребовалось менять многое, и бывшие Республики СССР перешли на свою форму автомобильного государственного регистрационного знака . В России новый стандарт автомобильного государственного регистрационного знака был разработан к 1993 году.

За принцип построения кода была взята Французкая модель. Размер таблички и цветовую гамму оставили прежними. Были внесены изменения в размеры шрифта надписи – буквы государственного регистрационного знака выбивают меньше цифр. Добавили дополнительную секцию с кодом региона, национальным флагом и обозначением страны регистрации автомобиля «RUS». Сам знак имеет много нареканий, но одно бесспорно с ним принимают за границей, так как он максимально приближен к международным стандартам.

Но главное в современном автомобильном государственном регистрационном знаке не форма, а содержание и если быть более точным технология изготовления. При изготовлении используют ряд степеней защиты достойных денежных знаков. Пластинка автомобильного государственного регистрационного знака изготавливается из металла без применения краски. Используется специальная белая клеящаяся светоотражающая пленка (3М), содержащая в себе надпись “RUS” и нарисованный российский флаг. Надо подчеркнуть, что аббревиатура и флаг не приклеены, они внесены технологически в саму пленку. Дополнительно на пленке хорошо видны элементы голографической защиты — квадратики с надписями RUS , это сделано для борьбы с подделками государственного регистрационного знака и быстрого определения на дорогах угнанных машин. Плёнку на металлическую пластинку фиксируют прочно при помощи термопресса, а надпись выдавливают и потом наносят чёрную краску.

Пленка в свободной продаже отсутствует, она закупается за границей под заказ по договору. Учтён и зафиксирован каждый сантиметр (в идеале), и это исключает вариант ее «утечки» с лицензированного производства. В России на данный момент работает пять заводов-производителей от нулевого цикла, а по регионам автомобильные государственные регистрационные знаки изготавливают уже из полуфабрикатов. Лицензированные предприятия приобретают заготовки с нанесенной на них пленкой, давят надписи, а затем их окрашивают.

Установить оригинальный знак своего дизайна на автомобиль в России и странах СНГ не возможно. Нелегально и за "интерес" можно поставить номера с эксклюзивным сочетанием цифр и букв. Надо сказать, что во множестве стран такие номера продаются легально, на аукционах и их цена доходит до нескольких миллионов долларов США.