ДТП по вине дорожников – повод для компенсации

Содержание

ДТП по вине дорожных служб: Как получить компенсацию?

Ваши действия в случае ДТП.

Согласно статистике ДТП, за первые четыре месяца 2014 года в России зарегистрировано 48,650 аварий (+4,8%). Из них 16,829 ДТП произошло по причине неудовлетворительного состояния улиц и дорог. Как оформить ДТП, когда виновником является водитель транспортного средства, знают многие. А вот как оформить аварию и получить компенсацию за причинённый вред, по вине дорожных служб, знают не так много людей. Предлагаем Вам подробную инструкцию, которая поможет Вам правильно оформить аварию, которая произошла по вине организаций отвечающих за состояние дорог.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается рост на 15,6%. В целом картина с аварийностью, несмотря на меры, применяемые нашим Правительством и органов ГИБДД, выглядит удручающей. Тем не менее, некоторые показатели аварий начали снижаться. Но пугает увеличение количества аварий по вине дорожных служб. Начав решать проблему нарушений правил дорожного движения, наша власть столкнулась с проблемой, контроля за состоянием дорог и улиц. Поэтому каждому водителю необходимо знать, как получить компенсацию за причинённый вред, с дорожных служб.

Согласно действующему законодательству любой водитель имеет право получить денежную компенсацию, за поврежденный автомобиль, в результате ДТП, которое произошло по вине ответственных организаций отвечающие за качество и надежность дорог.

Наше интернет издание 1ГАИ.РУ провела анализ судебных дел, связанные с исками к дорожным службам. К сожалению статистика обращения граждан не утешительная. Несмотря на большое количество аварий, происходящих из-за плохих дорог, только 3 процента граждан обращаются в судебные органы для взыскания ущерба с дорожных служб.

Получить компенсацию за яму на дороге

Причин, почему люди предпочитают не обращаться в суд множество. Здесь и незнание действующих законов, и простая человеческая лень и многое другое. Большинство водителей предпочитают ремонтировать свои автомобили за свой счет. Но именно эта пассивность собственников транспортных средств порождает безответственность всех коммунальных и дорожных служб, которые обязаны содержать дороги в безаварийном состоянии. Если бы в нашей стране судебные иски к «дорожникам» подавалась бы в массовом порядке, то дорожные службы относились к дорогам бы, куда более ответственно, чем сейчас.

Конечно, подавая исковое заявление в суд на дорожную организацию, по вине которой Вы повредили свой автомобиль, она всяческим образом будет стараться уйти от ответственности. Самая распространённое возражение ответчиков на судебных процессах, связано с заявлением, что водитель превысил установленную скорость движения, в результате чего и попал в аварию. Будьте готовы к этому. Поэтому необходимо собрать как можно больше доказательств, которые подтверждают, что причина ДТП — плохая дорога, открытый люк и т.п.

Если Вы думаете, что взыграть дело в суде очень тяжело, и что для этого необходим дорогой адвокат (юрист), то это не так. По статистике базы данных судебных дел, 95 процентов исковых заявлений к дорожным службам были удовлетворены. И в большинстве случаев граждане, выигравшие дела, не пользовались услугами юристов.

Вам не нужно обладать глубокими знаниями, чтобы взыскать ущерб с дорожных служб. Вам просто необходимо выполнять определенные правила и собрать как можно доказательств, которые подтверждают, что причина аварии плохая дорога.

Как это сделать правильно и что необходимо предпринять в случае ДТП из-за плохой дороги, предлагаем Вам узнать в нашей простой инструкции. Помните, если Вы все сделали правильно и оформили все документы, как требует действующее законодательство, у Вас есть почти 100% шанс получить компенсацию за причинённый вред.

Ваши действия если машина попала в яму и получила повреждение

1. Вызовите сотрудников ГИБДД на место происшествия по телефону: 112

2. До приезда инспекторов ДПС не передвигайте свой автомобиль

3. Найдите двух свидетелей происшествия, записав их контактные данные и адрес проживания

4. Зафиксируйте с помощью фото и видео фиксации (к примеру, мобильным телефоном) дорожную яму. Если Вы это не сделаете, то наверняка эта яма будет заделана дорожной службой до начала судебного процесса и Вам будет тяжело доказать, что причина повреждения автомобиля была яма на дороге.

5. Дождитесь сотрудника ДПС и внимательно проследите за составлением протокола. Добейтесь от инспектора ГИБДД, чтобы в протокол были внесены все подробности происшествия.

6. Получите у сотрудника ДПС копию протокола.

Протокол о ДТП. Что должно быть отмечено?

1. Отсутствие возле ямы дорожных знаков и соответствующего ограждения.

2. В протоколе обязательно должны быть указаны свидетели и понятые.

3. Если Вы сняли на фотоаппарат или видео повреждение дороги (яму), то инспектор ДПС обязан об этом отметить в протоколе.

Как взыскать ущерб с дорожных служб?

1. Получите в органах ГИБДД акт о неудовлетворительном состоянии дорожного покрытия и справку о ДТП, по форме 154. В этой справке, сотрудники Госавтоинспекции сообщают данные участников ДТП, наименование страховых компаний участников ДТП, номера страховых полисов и описание повреждений транспортного средства.

2. Узнайте в ГИБДД, какая организация отвечает за состояние дорог данного участка, где автомобиль попал яму или аварию по вине дорожных служб.

3. Узнайте телефон компании, которая проводит оценку повреждений автомобилей. Позвоните туда и договоритесь о месте и времени экспертизы для оценки ущерба.

4. Уведомите виновника аварии о времени и месте экспертизы. Для этого отправьте по почте заказным письмом, с уведомлением и с описанием вложений, информационное сообщение свободной формы. Сохраните квитанцию об оплате почтовых услуг. После получения письма ответчиком, Вам придет уведомление о вручение письма. Его также необходимо сохранить.

5. Проведите оценку повреждений в назначенное время.

6. Подайте исковое заявление в районный суд по месту юридического адреса виновника аварии.

Какая яма на дороге не соответствует государственному стандарту (ГОСТ)?

Состояние дорог и улиц населенных пунктов регулируются различными федеральными законами и подзаконными актами. Все дороги должны соответствовать установленному ГОСТу. В настоящий момент применяется ГОСТ 50597-93, который говорит о том, что размер дорожной ямы не должен превышать 15 см в длину, 60 см в ширину. Самый важный момент — яма на дороге не должна быть глубже 5 сантиметров.

Данный государственный стандарт состояния дорог разработан в результате испытаний, которые показали, что если яма на дороге имеет больше размер, чем установленный ГОСТом, то в большинстве случаев легковое транспортное средство почти наверняка получит повреждение. Поэтому если Вы попали в яму, в результате чего автомобиль получил повреждение, то, скорее всего яма на дороге не соответствуют Госту. Убедитесь в этом, замерив, размеры повреждения на дороге.

ДТП по вине дорожников – повод для компенсации

Как известно, дороги в нашей стране оставляют желать много лучшего. И если на крупных федеральных магистралях ситуация стала хоть как-то сдвигаться в сторону позитивных результатов, то в регионах состояние дорог представляет собой жалкое зрелище.

Само собой, что ямы и неровности очень часто становятся главными виновниками дорожно-транспортных происшествий. И пробитое колесо либо погнутый диск – далеко не самые страшные последствия попадания в выбоину.

Об этом говорит и статистика. Так, за минувший год по вине дорог неудовлетворительного качества произошло 42 772 дорожно-транспортных происшествия. Этот год также пугает результатами. Уже за первые пять месяцев по вине дорожников произошло 20 016 аварий.

Подобные поистине страшные результаты вынудили Генеральную прокуратуру Российской Федерации выпустить памятку автовладельцам, в которой разъясняются вопросы касательно компенсации нанесенного ущерба, который был нанесен при дорожно-транспортном происшествии, причиной которого стало неудовлетворительное состояние дорожного покрытия.

В случае аварии Генпрокуратура рекомендует действовать в соответствие с Правилами дорожного движения, а именно остановить транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. При этом необходимо вызвать полицию, заручиться поддержкой свидетелей, записав их контактные данные и ожидать прибытия полицейских.

За это время рекомендуется осуществить детальную фотосъемку места происшествия. Особое внимание требуется уделить съемке повреждений транспортного средства, тормозного пути и непосредственного «виновника» – дорожного покрытия.

Кроме того, желательно произвести фотосъемку в случае наличия установленных предупреждающих знаков и ошибок в их установке. Если знак плохо читается или плохо виден ввиду большого количества закрывающей его растительности или в результате плохих погодных условий, данный факт тоже следует отразить на фотографиях.

Когда собраны все требуемые документы, требуется установить виновника ДТП, которым станет компания, отвечающая за ремонт дорожного полотна на данном участке. Искать ее придется автовладельцу самостоятельно, хотя в настоящее время благодаря сети Интернет это не составляет большого труда.

Как правило, для компенсации ущерба придется обратиться в суд, хотя в принципе возможен вариант, что организация добровольно согласиться компенсировать ущерб. Как правило, суды, изучив материалы дела, выносят решения в пользу автовладельцев.

Что делать при ДТП по вине дорожных служб

По данным статистики число ДТП по вине дорожных служб, к сожалению, продолжает сохранять стабильно высокие показатели. По самой свежей информации каждая третья автомобильная авария совершается из-за несоответствующего состояния дорожного полотна и его оборудования. При этом нигде нельзя найти информацию о совокупной сумме ущерба, нанесённого участникам дорожных происшествий по причине недоработок и упущений дорожно-эксплуатационных служб.

Как действовать после ДТП по вине дорожных служб

По закону каждый водитель правомочен требовать финансовой компенсации за восстановление повреждений, причинённых его автомобилю во время аварии, которая возникла по вине организации, отвечающей за исправное и качественное состояние дороги. Это возможно только в том случае, когда такое ДТП зарегистрировано и оформлено в законном порядке инспектором ГИБДД. Для чего нужно выполнить следующую последовательность действий:

  1. Позвонить по телефону 112 и вызвать представителей ГИБДД к месту ДТП, не двигая машину до их прибытия и сохраняя все следы происшествия.
  2. Найти как минимум двух очевидцев происшествия, согласных в дальнейшем письменно подтвердить имеющиеся факты, и записать их телефоны и личные данные.
  3. Самостоятельно зафиксировать на видео или фотокамеру неисправности и дефекты дорожного полотна, явившиеся причиной ДТП. Если это не сделать своевременно, то впоследствии дефекты могут быть устранены дорожной службой и доказать их наличие в момент происшествия на суде будет затруднительно.
  4. Позвонить в страховую компанию, если машина застрахована по КАСКО, и вызвать её представителя.
  5. Встретить инспектора ГИБДД и проконтролировать процесс составления протокола. Важно, чтобы там были записаны все подробности и факторы, повлиявшие на исход происшествия.
  6. Получить на руки экземпляр протокола ДТП, составленный и подписанный инспектором ГИБДД.

Видео: Разбили машину из-за ямы на дороге? Как возместить ущерб?

Следует ожидать, что в ходе разбора аварии работники ГИБДД могут предъявить обвинение в невыполнении п.10.1 ПДД, обосновывая его тем, что выбранная скорость движения автомобиля не соответствовала условиям по состоянию дорожного полотна, метеорологической обстановке и т.д. Таким образом, авария явилась следствием неправильных действий водителя.

Как добиться взыскания ущерба с дорожных служб?

Добиться возмещения ущерба от муниципальных и дорожных предприятий вполне реально, так как они обладают гражданской и административной ответственностью за полноту и качество выполнения своих функциональных обязанностей. Поэтому в тех ситуациях, когда происшествие не попадает под страховой случай, есть смысл добиваться через суд защиты своих гражданских прав и получить положенную законом компенсацию.

При этом на обеспечение судебного процесса необходимыми документами будут затрачены определённые средства, которые также можно будет компенсировать за счёт ответчика при благоприятном исходе дела при условии, что они будут подтверждены чеками, платёжными квитанциями и другими документами. Весьма кстати будут услуги квалифицированного юриста, который поможет ускорить все процедурные моменты судебного разбирательства.

Чтобы взыскание ущерба с дорожных служб завершилось успешно нужно выполнить определённый алгоритм действий:

  1. Получить на руки в ГИБДД справку (Форма №154) о ДТП и акт о состоянии дороги на участке происшествия. Справка установленной формы содержит все данные об участниках ДТП, их страховых полисах и полученных повреждениях машин.
  2. Уточнить там же наименование и адрес учреждения, отвечающего за обслуживание данного дорожного участка.
  3. Определиться с компанией, проводящей независимую техническую экспертизу и оценку причинённого ущерба, уточнить время и место проведения экспертизы и уведомить заказным письмом руководство дорожной службы о необходимости присутствия их представителя на процедуре оценки. Все квитанции о проведённых финансовых затратах следует сохранить для приложения к исковому заявлению.
  4. Выполнить назначенную процедуру оценки и получить на руки соответствующее решение экспертной компании.
  5. Подать исковое заявление в суд с приложением всех необходимых документов по месту прописки ответчика.

Необходимые документы для взыскания ущерба

Видео: Возмещение с дорожников. Инструкция по получению денег!

Для доказательства своей невиновности и взыскания ущерба с дорожных служб водителю придётся обосновывать свои доводы полным набором материалов о происшествии, включающего в себя:

  • протокол об административном правонарушении;
  • протокол осмотра места, где произошло ДТП;
  • схема ДТП;
  • акт обследования состояния дорожного полотна и других условий на месте аварии;
  • письменные показания участников ДТП, свидетелей происшествия, специалиста дорожной службы;
  • постановление ГИБДД по факту ДТП.

В документах должно быть зафиксировано наличие дефекта или нарушения правил оборудования дороги, приведшее к ДТП, например, яма без соответствующей ограды и предупредительных знаков. Кроме того, должны быть вписаны очевидцы происшествия, данные о которых были предоставлены пострадавшим. Протокол происшествия также должен содержать отметку того, что пострадавшим водителем была произведена фото или видеосъёмка места аварии.

В акте обследования должно быть подробное описание дефекта дорожного полотна с указанием формы, размеров и расположения, наличие или отсутствие ограждений и предупредительных знаков установленного образца. По правилам в осмотре места аварии участвует и специалист дорожной службы, его отсутствие также должно отмечаться в протоколе.

По закону водитель, пострадавший в ДТП по вине дорожных служб, имеет право на представление собственного акта, подписанного им и двумя свидетелями аварии, выражающего его взгляд на причину происшествия, если протокол ГИБДД не содержит вышеуказанных сведений. Этот документ может пригодиться во время судебного разбирательства.

Что делать, если на машину упал посторонний предмет?

Если машина пострадала от упавшего дерева или сосульки, то в данном случае также не следует уезжать с места происшествия и нужно вызвать представителей полиции и коммунальных служб. ГИБДД будет заниматься этим делом, только в том случае, если происшествие случилось на проезжей части дороги. Можно также позвонить в страховую компанию для уточнения вопроса о вхождении данного факта в страховой случай и возможности получения страховой компенсации по КАСКО.

До прибытия полицейского нужно сфотографировать пострадавший автомобиль со всех ракурсов так, чтобы были видны номера машины, полученные повреждения, место, дата и время происшествия. Кроме того, нужно найти не менее 2-х свидетелей случившегося факта и записать их личные и контактные данные. Для определения стоимости причинённого ущерба можно вызвать на место происшествия представителя независимой оценочной компании.

Получив на руки копию протокола происшествия, составленного сотрудником полиции, и протокол технического осмотра автомобиля с оценкой стоимости причинённого ущерба от независимого эксперта, владелец машины может оформить претензию в адрес коммунального предприятия, отвечающего за данную территорию, где произошло повреждение. Данную информацию можно получить в Росреестре.

Если муниципальная организация не принимает претензию или пытается тянуть время с решением вопроса, то потерпевший может обратиться с иском о возмещении ущерба в суд. Однако следует учитывать, что при наличии форс-мажорных обстоятельств (ураганный ветер, землетрясение, обильный снегопад и т.д.) или предупреждающих таблиц о запрете парковки в опасных местах, суд встанет на сторону коммунального хозяйства и судебные расходы будет вынужден оплачивать истец.

Воз­ме­ще­ние ущерба вслед­ствие вины дорож­ных служб

К сожа­ле­нию, в нашей стране прак­ти­че­ски не най­дется ни один води­тель, кото­рый бы ни разу не вспом­нил «доб­рым сло­вом» сотруд­ни­ков дорож­ных служб. Решить эту про­блему на уровне отдель­ного постра­дав­шего из-за состо­я­ния дороги вла­дельца авто­мо­биля сложно, но если не бороться с этим явле­нием, ни к чему хоро­шему это не при­ве­дет. Винов­ник дол­жен отве­тить за нарушения.

При­чи­нами обра­зо­вав­шихся дорож­ных ям, уха­бов и ава­рий­ного состо­я­ния дорог могут слу­жить нару­ше­ния тех­но­ло­ги­че­ского про­цесса при их стро­и­тель­стве, исполь­зо­ва­ние мате­ри­а­лов ненад­ле­жа­щего каче­ства и не отве­ча­ю­щих уста­нов­лен­ным нор­мам и стан­дар­там, слож­ные погод­ные усло­вия, осо­бен­но­сти рельефа мест­но­сти, а также дру­гие нега­тив­ные фак­торы. В любом слу­чае, из-за пло­хой дороги, ям и про­ва­лов по вине дорож­ных служб стра­дают вла­дельцы авто­мо­би­лей. Как пока­зы­вает ста­ти­стика, неудо­вле­тво­ри­тель­ное каче­ство дороги явля­ется при­чи­ной 15–20 % всех ДТП. Пло­хое состо­я­ние дорож­ного покры­тия суще­ственно уве­ли­чи­вает риск ава­рий­но­сти, при­во­дит к вынуж­ден­ному посе­ще­нию шино­мон­таж­ных мастер­ских для ремонта лег­ко­с­плав­ных дис­ков, в осо­бен­но­сти боль­шого ради­уса, вне­пла­но­вым поезд­кам на СТО, чтобы пере­брать под­веску и ходо­вую часть авто­мо­биля, а также дру­гим непред­ви­ден­ным расходам.

Каким обра­зом води­телю защи­тить свои права, если ДТП слу­чи­лось в связи с пло­хим дорож­ным покрытием?

Как пра­вильно на месте ДТП зафик­си­ро­вать состо­я­ние дороги, чтобы выйти с иском в суд с тре­бо­ва­нием о воз­ме­ще­нии при­чи­нен­ного ущерба?

Ответ­ствен­ность за пло­хое состо­я­ние дорож­ного покрытия

Если авто­мо­билю нане­сен ущерб из-за пло­хой дороги, дорож­ных ям или про­ва­лов по вине дорожно-эксплуатационных служб, вла­де­лец авто имеет право взыс­кать ком­пен­са­цию ущерба с госу­дар­ства. Води­тель может про­ко­лоть колесо, нае­хав на выбо­ину, выле­теть в кювет из-за неуб­ран­ных снеж­ных куч или пре­ду­пре­жда­ю­щих ограж­де­ний. В этих и подоб­ных слу­чаях по вине дорож­ных служб согласно зако­но­да­тель­ству РФ при­чи­нен­ный вред дол­жен воз­ме­щаться води­телю этими служ­бами в пол­ном объ­еме. Эта ответ­ствен­ность каса­ется также раз­лич­ных орга­ни­за­ций, рабо­та­ю­щих на дороге или рядом с доро­гой, вклю­чая сотруд­ни­ков ГИБДД.

Нор­ма­тив­ная база и фик­са­ция сле­дов ДТП

Одним из глав­ных усло­вий взыс­ка­ния ком­пен­са­ции ущерба из-за пло­хой дороги будет гра­мот­ный под­ход к этому вопросу.

Согласно зако­но­да­тель­ству ответ­ствен­ность за состо­я­ние и повре­жде­ния про­ез­жей части дороги несут долж­ност­ные лица дорожно-эксплуатационных орга­ни­за­ций, осу­ществ­ля­ю­щих ремонт или рекон­струк­цию опре­де­лен­ных участ­ков дорог по дол­го­сроч­ным или разо­вым договорам.

В гл. 28 НК РФ «Транс­порт­ный налог» зако­но­да­те­лем ука­заны нормы, в соот­вет­ствии с кото­рыми каж­дый вла­де­лец авто­транс­порт­ного сред­ства (нало­го­пла­тель­щик) обя­зан упла­чи­вать транс­порт­ный налог. Денеж­ные сред­ства, полу­чен­ные как оплата налога, направ­ля­ются далее на стро­и­тель­ство, содер­жа­ние, ремонт, а также рекон­струк­цию дорог. Таким обра­зом, если авто­вла­де­лец обя­зан упла­тить транс­порт­ный налог, то он имеет право на долж­ное обес­пе­че­ние состо­я­ния дорог кото­рыми он пользуется.

Ст. 28 ФЗ РФ № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об авто­мо­биль­ных доро­гах и о дорож­ной дея­тель­но­сти в РФ» опре­де­ляет ответ­ствен­ность дорож­ных служб за ДТП, вызван­ные нека­че­ствен­ным ремон­том или рекон­струк­цией дороги: «Поль­зо­ва­тели авто­мо­биль­ными доро­гами имеют право полу­чать ком­пен­са­цию вреда, при­чи­нен­ного их жизни, здо­ро­вью или иму­ще­ству в слу­чае стро­и­тель­ства, рекон­струк­ции, капи­таль­ного ремонта, ремонта и содер­жа­ния авто­мо­биль­ных дорог, вслед­ствие нару­ше­ний тех­ни­че­ских регла­мен­тов лицами, осу­ществ­ля­ю­щими стро­и­тель­ство, рекон­струк­цию, капи­таль­ный ремонт, ремонт и содер­жа­ние авто­мо­биль­ных дорог».

Тре­бо­ва­ния к состо­я­нию дорог опре­де­лены ГОСТ Р 50597–93 «Авто­мо­биль­ные дороги и улицы. Тре­бо­ва­ния к экс­плу­а­та­ци­он­ному состо­я­нию, допу­сти­мому по усло­виям обес­пе­че­ния без­опас­но­сти дорож­ного дви­же­ния». ГОСТом преду­смот­рено, что дорога должна быть обо­зна­чена соот­вет­ству­ю­щими дорож­ными зна­ками, в усло­виях пло­хой види­мо­сти – допол­ни­тельно сиг­наль­ными огнями. Глу­бина дорож­ных ям не должна пре­вы­шать 5 см, ширина – 60 см, длина – 15 см. Все осталь­ные неров­но­сти, впа­дины и т.п. должны быть отме­чены дорож­ными зна­ками или све­то­от­ра­жа­ю­щими заграждениями.

ГОСТом 50597–93 также уста­нов­лены сроки устра­не­ния ям и тре­щин: от 5 до 10 суток. На феде­раль­ных ско­рост­ных трас­сах этот срок состав­ляет не более 5 суток.

Любое из откло­не­ний от тре­бо­ва­ний зако­но­да­тель­ства явля­ется пово­дом для того, чтобы при­влечь дорож­ные службы к юри­ди­че­ской ответственности.

После попа­да­ния авто­мо­биля в яму (откры­тый люк), столк­но­ве­ния с пре­пят­ствием вслед­ствие ненад­ле­жа­щего испол­не­ния своих обя­зан­но­стей дорож­ными служ­бами, необ­хо­димо неза­мед­ли­тельно вызы­вать ГИБДД для фик­са­ции места ДТП с исполь­зо­ва­нием тех­ни­че­ских средств, про­ве­де­нием фото и видео съемки, уста­нов­ле­нием сви­де­те­лей и оче­вид­цев ДТП и их опро­сом, а также состав­ле­нием про­цес­су­аль­ных документов.

Пове­де­ние води­теля на месте ДТП

От дей­ствий води­теля в момент подоб­ного ДТП во мно­гом зави­сит воз­мож­ность ком­пен­си­ро­вать ущерб. Прежде всего, сле­дует очень серьезно отне­стись к сле­ду­ю­щим моментам:

  1. Сразу же обра­тить вни­ма­ние сотруд­ника ГИБДД на пло­хое состо­я­ние дороги, ука­зав при этом при­чину, по кото­рой авто­мо­биль полу­чил повре­жде­ния. В про­то­коле осмотра места про­ис­ше­ствия должны быть ука­заны все детали, кото­рые спро­во­ци­ро­вали ДТП: опи­са­ние состо­я­ния дорож­ного полотна, име­ю­щихся повре­жде­ний авто­мо­биля, а также факт отсут­ствия пре­ду­пре­жда­ю­щих дорож­ных зна­ков и ограж­де­ний. Содер­жа­ние про­то­кола необ­хо­димо изу­чить вни­ма­тельно, поскольку суще­ствует риск отра­же­ния в нем иной дорож­ной обста­новки, отлич­ной от фактической.
  2. Если ука­зан­ное дей­ствие не угро­жает жизни или здо­ро­вью авто­вла­дель­цам, пас­са­жи­рам, иным участ­ни­кам дви­же­ния, необ­хо­димо обес­пе­чить сохран­ность сле­дов ДТП, не пере­ме­щать авто­мо­биль, сохра­нив все дока­за­тель­ства ДТП до момента фик­са­ции дан­ных. Необ­хо­димо опре­де­лить раз­меры ямы, куда уго­дил авто­мо­биль. Ука­зан­ные харак­те­ри­стики, раз­меры как раз и будут слу­жить даль­ней­шим осно­ва­нием несо­от­вет­ствия ГОСТу и сле­до­ва­тельно несо­блю­де­ние стан­дарта ста­нет осно­ва­нием для при­зна­ния вины дорожно-эксплуатационной орга­ни­за­ции, кото­рая ответ­ственна за обслу­жи­ва­ния опре­де­лен­ного участка дороги.Важным фак­то­ром явля­ется само­сто­я­тель­ная фик­са­ция сле­дов ДТП, про­ве­де­ние осмотра места ДТП, при этом необ­хо­димо сфо­то­гра­фи­ро­вать или снять на видео с ука­за­нием даты и вре­мени съемки все ука­зан­ные нару­ше­ния (раз­меры ям, форму, рас­по­ло­же­ние и пр.). Съемка должна про­из­во­диться таким обра­зом, чтобы на фото (видео) был виден кон­крет­ный уча­сток дороги, где про­изо­шла ава­рия, опо­зна­ва­тель­ные знаки этого участка дороги: осу­ще­ствить при­вязку к опре­де­лен­ному ста­ци­о­нар­ному объ­екту к углу дома, зда­нию, столбу, с ука­за­нием точ­ного адреса, номера этого дома, назва­нием улицы, ука­за­нием коор­ди­нат GPS и т.д. После этого сле­дует соста­вить свой неза­ви­си­мый акт с опи­са­нием при­ло­жен­ных фото или видео мате­ри­а­лов и под­пи­сать его вме­сте со свидетелями.Имеет смысл вызвать на место пред­ста­ви­теля стра­хо­вой ком­па­нии и потре­бо­вать от него про­из­вод­ства ана­ло­гич­ных действий.
  3. Потре­бо­вать у сотруд­ника ГИБДД, чтобы он вызвал на место ава­рии долж­ност­ное лицо, пред­став­ля­ю­щее экс­плу­а­ти­ру­ю­щую ука­зан­ный уча­сток дороги орга­ни­за­цию. Ему также сле­дует зафик­си­ро­вать состо­я­ние опре­де­лен­ного участка дороги в целом. При рас­смот­ре­нии дела эти дан­ные будут слу­жить вес­ким аргу­мен­том и дока­за­тель­ством того, что ава­рия про­изо­шла по вине дорож­ных служб, в связи с их непра­виль­ными дей­стви­ями или бездействием.
  4. Попро­сить сви­де­те­лей под­твер­дить слова води­теля в пись­мен­ном виде и взять их кон­такт­ные дан­ные. В соот­вет­ствии со ст. 25.6 КоАП сви­де­те­лем может являться любое лицо, кото­рому стали известны обсто­я­тель­ства по делу. Сви­де­те­лями ава­рии могут быть пас­са­жиры, про­ез­жа­ю­щие мимо води­тели или пеше­ходы, нахо­дя­щи­еся на месте про­ис­ше­ствия. К про­то­колу ГИБДД должна при­ла­гаться схема ДТП с отра­же­нием всех обсто­я­тельств дела. Эта схема должна состав­ляться в при­сут­ствии двух поня­тых. Води­телю сле­дует оста­вить себе копию протокола.
  5. Быть пре­дельно вни­ма­тель­ным, поскольку сотруд­ники дорож­ных служб, научен­ные горь­ким опы­том, до при­езда сотруд­ни­ков ГИБДД могут поста­раться быстро убрать или скрыть следы своей вины: напри­мер, засы­пать яму щебен­кой, уста­но­вить крышку люка, посы­пать дорогу пес­ком или уста­но­вить все необ­хо­ди­мые знаки. В таком слу­чае помо­гут фото­ап­па­рат или видео­ка­мера с фик­са­цией всех дей­ствий дорож­ных служб после ДТП и пока­за­ния сви­де­те­лей, также сле­дует ука­зать пред­ста­ви­те­лям дорож­ных служб о про­изо­шед­шем ДТП и необ­хо­ди­мо­сти фик­са­ции сле­дов, в связи с чем необ­хо­ди­мость обес­пе­чить их сохранность.

В том слу­чае, если не уда­лось добиться дан­ных о ком­па­нии, ответ­ствен­ной за состо­я­ние дороги, можно обра­титься с заяв­ле­нием в пра­во­охра­ни­тель­ные органы, вклю­чая про­ку­ра­туру. В любом слу­чае, полу­чить ком­пен­са­цию смо­жет тот авто­мо­би­лист, вины кото­рого в слу­чив­шемся ДТП нет. Если сотруд­ники ГИБДД обви­нили в ДТП води­теля, это реше­ние при нали­чии осно­ва­ний может быть обжа­ло­вано в порядке дей­ству­ю­щего зако­но­да­тель­ства. Для этого при­го­дятся все выше­пе­ре­чис­лен­ные дока­за­тель­ства, полу­чен­ные непо­сред­ственно на месте ДТП и в последствии.

Досу­деб­ное урегулирование

Если изве­стен ответ­чик, имеет смысл раз­ре­ше­ния сло­жив­шейся ситу­а­ции с помо­щью авто­ю­ри­стов нашей ком­па­нии в досу­деб­ном порядке. Для этого необ­хо­димо напра­вить винов­нику ДТП пре­тен­зию о воз­ме­ще­нии мате­ри­аль­ного вреда о воз­ме­ще­нии мате­ри­аль­ного вреда с пред­ло­же­нием доб­ро­воль­ного уре­гу­ли­ро­ва­ния ситу­а­ции. В слу­чае отказа, сле­дует напра­вить в суд иско­вое заяв­ле­ние и ини­ци­и­ро­вать судеб­ный про­цесс. Сумму мате­ри­аль­ного ущерба при этом лучше под­твер­дить соот­вет­ству­ю­щим доку­мен­том – заклю­че­нием неза­ви­си­мой экспертизы.

Если суд на осно­ва­нии всех доку­мен­тов уста­но­вит, что води­тель пытался раз­ре­шить спор в досу­деб­ном порядке с дорож­ной орга­ни­за­цией, это может быть поло­жи­тельно рас­це­нено в его пользу. К тому же, доб­ро­воль­ное воз­ме­ще­ние ущерба винов­ни­ком (дорож­ной орга­ни­за­цией) – вполне веро­ятно, если пре­тен­зия состав­лена гра­мотно и с обос­но­ва­нием рас­чета суммы мате­ри­аль­ного ущерба.

Оценка ущерба

Чтобы оце­нить сте­пень полу­чен­ных повре­жде­ний после ДТП из-за пло­хого состо­я­ния дороги, сле­дует обра­титься к неза­ви­си­мым экс­пер­там ФАСПб. Для осмотра повре­жден­ного авто­мо­биля целе­со­об­разно при­гла­сить пред­ста­ви­теля соот­вет­ству­ю­щей дорожно-эксплуатационной орга­ни­за­ции. Это не поз­во­лит им в даль­ней­шем утвер­ждать, что авто­мо­биль осмот­рен в их отсутствие.

Судеб­ный процесс

Если дорож­ная ком­па­ния отка­зала в досу­деб­ном воз­ме­ще­нии мате­ри­аль­ного ущерба, тогда при­дется обра­щаться в суд. Глав­ной зада­чей при этом явля­ется пра­виль­ное состав­ле­ние иско­вого заяв­ле­ния, при­ло­жив к нему все име­ю­щи­еся доку­менты и мате­ри­алы. Заяв­ле­ние необ­хо­димо отпра­вить через почту заказ­ным письмом.

Рас­ходы постра­дав­шего води­теля по оплате неза­ви­си­мой экс­пер­тизы, по эва­ку­а­ции авто­мо­биля, уча­стию авто­ю­ри­ста или автоад­во­ката взыс­ки­ва­ются судом с ответ­чика (или про­иг­рав­шей стороны).

Ответ­ствен­ность можно воз­ла­гать не только на сотруд­ни­ков дорож­ных ком­па­ний, но также и на инспек­то­ров ГИБДД. В силу п. 58 Адми­ни­стра­тив­ного регла­мента МВД РФ №185 от 02 марта 2009 года, сотруд­ник ГИБДД обя­зан осу­ществ­лять регу­ли­ро­ва­ние дорож­ного дви­же­ния, если воз­ни­кает «необ­хо­ди­мость пре­ду­пре­жде­ния объ­езда воз­ник­шего пре­пят­ствия, места дорожно-транспортного про­ис­ше­ствия, про­ве­де­ния аварийно-спасательных работ». Сде­лать он это может лично, уста­но­вив вре­мен­ные дорож­ные знаки или ука­за­тели, обес­пе­чив ограж­де­ние участка дороги тех­ни­че­скими сред­ствами (кону­сами, сиг­наль­ной лен­той и пр.).

Досу­деб­ные и судеб­ные раз­би­ра­тель­ства по вопро­сам воз­ме­ще­ния ущерба из-за пло­хого состо­я­ния дорож­ного покры­тия в нашей стране с каж­дым годом ста­но­вятся попу­ляр­нее. Важно при этом собрать все необ­хо­ди­мые доку­менты и мате­ри­алы, оце­нить повре­жде­ния, а также знать свои закон­ные права.

Не отча­яться и добиться спра­вед­ли­во­сти постра­дав­шим авто­вла­дель­цам помо­гут юри­сты ФАСПБ. Прак­тика пока­зы­вает, что судеб­ный про­цесс вполне дей­ствен­ный и помо­гает воз­ме­стить ущерб с винов­ной стороны.

В любом слу­чае, свои права необ­хо­димо уметь отста­и­вать. Если и дальше про­дол­жать без­дей­ство­вать, попа­дая в подоб­ные ситу­а­ции и ремон­ти­руя повре­жден­ный авто­мо­биль за свой счет, то мало­ве­ро­ятно, что ситу­а­ция на доро­гах сама по себе изме­нится в луч­шую сторону.